[Опря Николае; румын. Oprea Miclăuş] (с. Сэлиште, жудец Сибиу, Трансильванское княжество в составе Габсбургской монархии (ныне в жудеце Сибиу, Румыния) - после 1752, тюрьма-цитадель Куфштайн в горах Тироля), мч. (пам. румын. 21 окт., вместе со священномучениками Виссарионом (Сараем), Софронием из Чоары (Чоарэ), Иоанном из Галеша и Моисеем Мэчиником) Румынской Православной Церкви (РумПЦ). Пострадал в защиту Православия и прав румын. правосл. населения Трансильвании.
Известен также как Опря Николае: Миклэуш - производное от венг. Миклош (Miklós - Николай). Нек-рые исследователи считают, что О. М. род. в с. Тилишка (здесь доныне проживают семьи с фамилией Миклэуш) и в соседнее с. Сэлиште переселился после женитьбы (Păcurariu. 2013. P. 73). О. М. был зажиточным крестьянином; сведений о том, что он принимал сан, в известных источниках нет. Однако в протоколе суда, проходившего над О. М. и его соратниками в Вене 14-15 апр. 1752 г., он назван «Opre Popa (священник.- Авт.) seu Miklos» (лат. версия: Despre Biserica românilor. 2009. P. 263) и «Opre Popa oder Miklos» (нем. версия: Lupaş. 1944. P. 459).
Деятельность О. М. связана с оппозицией румын. правосл. духовенства и населения Трансильвании церковной унии, провозглашенной имп. Леопольдом I 19 марта 1701 г. (т. н. Secunda Leopoldina; подробнее см. в ст. Мику-Кляйн). Поскольку правосл. паства Трансильвании не имела собственной церковной иерархии, ее сопротивление опиралось на представителей незнатных социальных слоев с ограниченными привилегиями и полномочиями (в офиц. документах австр. имп. канцелярии их называли plebs Valachica: Hitchins. 2007. P. 259) и на поддержку извне (от Унгро-Влахийской митрополии, Карловацкой митрополии, российского имп. двора: Câmpeanu. 2008. P. 194-195).
О. М. не менее 3 раз приезжал в Вену для того, чтобы предъявить правительству Марии Терезии меморандумы, в к-рых представители правосл. населения Трансильвании описывали свое положение, указывали на преследования со стороны местных властей, отстаивали право сохранения традиц. веры, ходатайствовали о восстановлении правосл. церковной иерархии.
Первая поездка состоялась в окт.-нояб. 1748 г. вместе с мясником Иоанном Оанчей из Фэгэраша. Сведения об этом сохранились в письме О. М. (1-я пол. 1749) серб. митр. Карловацкому Павлу (Ненадовичу), в к-ром буд. мученик выразил стремление правосл. румын из трансильванских дистриктов Сибиу, Мьеркуря-Чук, Себеш, Орэштие и Добра войти в окормление Карловацкой митрополии Сербской Церкви (Dragomir. 1920. Vol. 1. P. 89). В письме (12 янв. 1749, Сибиу) венскому правительству губернатор Трансильвании Й. Халлер фон Халлерштайн и губ. католич. советники сообщали, что на территории, где в 1744 г. проповедовал «псевдомонах Виссарион» (сщмч. Виссарион (Сарай)), заверявший крестьян в том, что существует имперская резолюция, позволяющая отказаться от унии, после возвращения О. М. и Иоанна Оанчи из Вены вспыхнули волнения. 23 дек. того же года ок. 100 крестьян приехали в Сибиу, чтобы вручить свой меморандум и просить губернатора представить им резолюцию. 28-29 дек. им зачитали резолюцию на румын. языке и дали по ней объяснения. Иоанн Оанча и его соратник (неизв.) были заключены в тюрьму на 2 года за подстрекательство к расторжению унии (Despre Biserica românilor. 2009. P. 197), О. М. бежал в Банат вместе с крестьянами-пастухами из окрестностей Сибиу. В протоколе заседания придворной комиссии (15 янв. 1749, Вена), делегированной для рассмотрения трансильванских вопросов, содержится детальный разбор меморандума, врученного О. М. императрице. Согласно протоколу, конфликт возник на почве того, что правительство игнорировало право сохранения исконной веры, к-рое благодаря присутствию в Брашове, Фэгэраше и Сибиу богатых правосл. греч. торговцев правосл. население этих городов получило в 1701 г. от вводившего унию имп. Леопольда I (Ibid. Р. 198). Протоколы допросов крестьян из Юж. Трансильвании за янв., февр. и март 1749 г. демонстрируют усилия О. М. организовать движение сопротивления правосл. верующих (Ibid. Р. 201-211).
О 2-й поездке О. М. и его соратников в Вену весной 1749 г. сохранились сведения во мн. документах (первый датируется 12 марта), составленных на нем. и лат. языках агентом из Тимишоары (Ibid. Р. 222-223). В протоколах министерской конференции в Вене по вопросу об унии в Трансильвании (14 марта, 29 апр., неск. недатированных), сопровождавшихся заметками Придворной канцелярии Трансильвании, содержатся ссылки на декларации и петиции О. М. и его соратников с предложением наказать их в соответствии с законом о нанесении общественного ущерба (Ibid. Р. 212-218). В декрете губ. властям Трансильвании 22 мая 1749 г. Мария Терезия упомянула о 5 румынах («Opre Nikolaj, Bucur Burszan, Moga Triff, Coman Bannu et Constandin Petrica») из дистриктов Сибиу, Мьеркуря-Чук, Себеш, Орэштие и Добра, к-рые в нарушение закона обратились с требованием отстранить униатов от службы в трансильванских церквах. Императрица распорядилась разъяснить им права униатов, а в случае сопротивления - наказать. Кроме того, она потребовала от трансильванских властей, чтобы по возвращении домой О. М. как «вождь многих бунтарей» был посажен в тюрьму, поскольку он много раз «неподобающим образом беспокоил» имперский двор (Dragomir. 1920. P. 82-83; Despre Biserica românilor. 2009. P. 218).
Третья известная поездка О. М. в Вену, со сщмч. Моисеем Мэчиником, состоялась в апр. 1752 г. После допросов 14-15 апр. оба ходатая были заключены в тюрьму-цитадель Куфштайн в горах Тироля, где они и умерли (подробнее о следствии и о ходатайствах по освобождению святых см. в ст. Моисей Мэчиник).
В 1950 г. в Трансильванской митрополии О. М. был причислен к лику местночтимых святых. 21 окт. 1955 г. его канонизировал Синод РумПЦ вместе со священномучениками Виссарионом (Сараем) и Софронием из Чоары. 20 июня 1992 г. Синод РумПЦ принял решение о всецерковном почитании этих святых.